Новара (Novara), город в Северной Италии, в области Пьемонт, на низменности в междуречье рек Агонья и Тердоппио, притоках реки По; административный центр одноименной провинции Новара. К достопримечательностям Новары относят развалины древнеримской крепости, собор, церковь святого Гауденция (1570), памятники Карла-Эммануила I, Карла-Альберта, Гарибальди, старинный институт географии и картографии, картинную галерею. Первоначально на месте города Новара существовало лигурийское или кельтское поселение.
Герб Лонги ди Новара
В Средние века Новара была вторым по значимости городом в Миланском герцогстве. В период Итальянских войн (1494-1559) 6 июня 1513 около Новары французские войска маршала Ла Тремуйля потерпели поражение от швейцарских наемников миланского герцога Максимилиана Сфорца. Во время австро-итальянской войны 19 века 23 марта 1849 при Новаре произошло знаменитое сражение между сардинской и австрийской армиями. Сардинской армией, состоявшей из 65000 солдат с 140 орудиями, командовал поляк Хржановский; при ней находились король Сардинии Карл-Альберт и герцог Виктор-Эммануил Савойский.
Австрйской армией, состоявшей из 70000 человек и 182 орудий, командовал фельдмаршал Радецкий. Вследствие грубейших ошибок и многих проявлений недостатка в войске короля Сардинии дисциплины и доверия к начальнику поражение итальянских войск было полным. Сардинская армия потеряла 5900 человек, австрийская 3700. Карл-Альберт предложил перемирие. Радецкий выставил невозможные условия. Тогда 24 марта 1849 года в Новаре Карл-Альберт отрекся от престола. Через два дня было заключено перемирие. Причинами поражения Сардинии, кроме дурного состоянии армии, были боязнь правительства возбуждать народное движение и исключительная вера в силу армии и администрации.
Джузеппе Лонги (Giuseppe Longhi, 1766-1831) – один из значительнейших итальянских граверов. Родился в городе Новара в Северной Италии. Обучался граверному делу Лонги во Флоренции под руководством гравера Ванджелисти и живописца Траваллези, затем трудился в Риме и Милане.
Работы Лонги до сего времени высоко ценятся любителями искусства. Особенно хорошо владел Лонги сухой иглой. К числу лучших гравюр Лонги резцом принадлежат: "Видение Иезекииля" с работы Рафаэля, "Мадонна вселенская" с картины Джулиано Романо, "Обручение Богоматери" с миланской картины Рафаэля, "Мадонна дель Лаго" с рисунка Леонардо да Винчи, "Отдохновение на пути в Египет" с полотна Прокаччини, "Галатея, плывущая на раковине" с холста Альбано, "Мария Магдалина" с дрезденской картины Корреджо, "Наполеон I во время Аркольской битвы" с картины французского художника Гро, некоторые из многочисленных портретов и "Страшный Суд" с фрески Микеланджело – гравюра, оставшаяся неоконченной.
В своих офортах Лонги более всего воодушевлялся Рембрандтом, произведения которого передавал весьма характеристично. Кроме художественных работ Лонги написал биографию Микеланджело, изданную в 1816 году, и "Теорию калькографии" в 1830 году. Под руководством Лонги состоялись как офортисты несколько талантливых граверов – Андерлони, Гаравалья, Фельзинг, Крюгер, Грунер и Стейнла.