Энциклопедия Символы и Знаки

Герб Флоренции
Флорентийская республика

История римской Флоренции малоизвестна. Город получил обычные права местного самоуправления, с выборными магистратами (дуумвирами, эдилами) и сенатом (курией). В течение трех первых веков принципата город приобрел вид вполне благоустроенный и украсился базиликой, храмами, портиками, амфитеатром, термами, театром, водопроводом, богатыми частными домами, виллами, гробницами. Произведения античной скульптуры, найденные во Флоренции и окрестностях, свидетельствуют о развитии здесь художественных вкусов уже в римскую эпоху. Муниципальная жизнь города с IV столетия стала подрываться фискальной алчностью и административной тиранией падавшей империи. В конце III века Флоренция стала областным центром провинции Умбрия. Первое достоверное известие о проникновении во Флоренцию христианства относится к 250 году, когда там погиб, в царствование Деция, некий Мициас со сподвижниками за принадлежность к гонимой вере.

Герб Флоренции
Герб Флоренции
Флорентийская республика (Repubblica Fiorentina)

В эпоху варварских вторжений в V и VI столетиях Флоренция и окрестные земли подверглись жестокому опустошению от полчищ Радагеса; около Флоренции в 404 году Стилихоном была одержана решительная победа над ними. Это событие повлияло на окончательное торжество христианства среди жителей города, не хотевших разделять веру варваров.

Карл Великий посетил Флоренцию на Рождество в 786 году и покровительствовал ей. Город вошел в состав Тосканского маркграфства. После распада монархии Карла Великого правители области, владевшие ею как самостоятельные феодальные государи, посылали во Флоренцию своих наместников, которым, однако, не удалось укрепиться здесь на началах вассального контракта с маркграфами. Более значительную силу приобрели там в IX столетии архиепископы.

Когда Италия после 962 года вошла в состав Священной Римской империи германской нации, Оттон I оказал Флоренции милости за ее готовность признать его власть (городу дарована была территория на шесть миль вокруг). Поддержка жителей Флоренции стала высоко цениться и императорами, и маркизами тосканскими. Последние награждали город привилегиями и украшали его зданиями. Вместе с тем в средние века Флоренции приходилось отбиваться от мелких баронов, замки которых покрывали холмы и горы Тосканы; они стремились захватить город, обложить его поборами и во всяком случае своими войнами и грабежами останавливали земледелие и торговлю. В борьбе с ними прошел весь XII век. Стремясь к развитию трудовой жизни, Флоренция с замечательным упорством разрушала крепости баронов и маркизов, где нашла приют военная праздность рыцарей. Сначала очищались ближайшие окрестности; Фьезоле в 1125 году был взят голодом; стены его пали; оба города слились, и на красное знамя Флоренции принят был белый фьезоланский цвет.

К началу XII столетия Флорентийская коммуна на деле уже существовала в своих элементах; ей надобно было только объединиться, установить правильные органы и отстоять себя против рыцарского дворянства окружающих высот. Это было достигнуто в том же веке без резких переворотов, в силу дальнейшего роста и влияния корпораций, одержавших победу над феодалами долины Арно.

Когда распалось большое феодальное княжество, которому была подчинена Флоренция, главари семейств, которые обыкновенно заведовали судом и войной, неся эти обязанности от имени маркграфов, стали отправлять эти функции уже от имени города, обратившись в коммунальных "консулов". Это давало городу свободу и единство с сохранением автономии корпораций, так как каждый консул был представителем своего цеха. Образовался "совет" (consiglio) из 100–150 именитых граждан, выбиравшихся главными корпорациями, – нечто вроде "сената" новой республики; они стали выбирать консулов и заведовать все вместе администрацией. В особо важных случаях это правительство, чувствуя потребность одобрения большинства, созывало народ (il popolo fiorentino) звуками колокола на общее собрание. Таково было устройство, выработанное к концу XII века, чтобы оградить общину от беспорядка "добрыми обычаями и статутами". Власть императора мало давала себя чувствовать, так как викарий его в Тоскане не имел под собой реальной опоры. Но в состав городского населения входил дворянский элемент, образовавшийся из разоренных рыцарей, давно перебравшихся под защиту городских стен, а также баронов, недавно выбитых горожанами из своих замков и принужденных переселиться внутрь ограды, чтобы быть под глазами победителей. Собравшись, они вновь почувствовали себя сильными, стали строить друг около друга укрепленные дома, занимая целые кварталы, и сплотились в особые товарищества благородных для взаимной защиты. Благодаря большей военной опытности рыцари заняли важное место и в городской организации, составив главный элемент в войске коммуны. Начальником этого войска выбирался обыкновенно дворянин; эти представители в конце XII – начале XIII столетий стали захватывать судебно-административную власть, стремясь стать выше совета консулов. Борьба между феодальной аристократией и городской буржуазией возобновилась на улицах Флоренции и тянулась через весь XIII век, сопровождаясь нередко жестокостями. Это привело город к вмешательству в великую распрю гибеллинов и гвельфов: рыцари примыкали обыкновенно к имперской партии, вожди цеховой буржуазии – к папской.

В XIV столетии Флоренция продолжала сохранять первенствующее положение в Тоскане, но оно стало крайне неустойчивым. Страшное поражение нанесли ей Пиза и Сиена при Монтеаперти; при Монтекатини в 1315 году ее разгромил кондотьер Уголино да Фаджола, служивший Пизе. Опасаясь роковых неожиданностей, правительство республики отдавалось неоднократно под покровительство чужих государей, признавая над собой вновь сеньориальную власть. В роли подобных протекторов несколько раз являются короли неаполитанские – Карл Анжуйский, потом Роберт. Этим нарушалось правильное развитие общественного строя; город попадал иногда во власть иноземных державцев, которые подвергали Флоренцию хищению и тирании (таково было деспотическое самовластие в городе Готье Бриенского, так называемого герцога Афинского, жестоко распоряжавшегося там в 1342–1343 годах при поддержке Неаполя и Франции). Внутри коммуны не прерывалась борьба между группами знати, в которую теперь входили и старые рыцарские, и новые купеческие фамилии (Адимари, Кавальканти, Барди, Перуцци, Пацци, Росси, Брунелески, позже Риччи, Альбицци, Строцци, Медичи и др.). Они называют себя по-прежнему гвельфами и гибеллинами, торжествуют попеременно, обрушиваются на врагов жестокими репрессиями – казнями, конфискациями, изгнаниями целых семейств противников. Тем не менее поступательное движение продолжалось, направляясь к развитию демократии.

В возникновении цивилизации Флоренции многое остается тайной, с которою всегда связано зарождение гениальности вообще. Античная культура не была забыта во Флоренции после падения империи. В раннем средневековье, когда сильно было влияние церкви, во Флоренции поддерживалось хорошее школьное образование в рамках "septem artes liberales", под наблюдением местных епископов и под влиянием сношений с Римом. В этих школах в IX и X столетиях обучались не только будущие клирики, но вообще юношество, искавшее знаний. Около богословского преподавания свило себе гнездо изучение классической древности: это было особенно естественно в области, где непрерывно сохранялась до времени Данте любовь к Вергилию. Язык, легенды, книги, памятники, бытовая обстановка – все эти нити, шедшие от греко-римской культуры, обеспечивали замечательную духовную преемственность. В Италии личность никогда не подчинялась так глубоко власти группы, свободный разум – авторитету церкви, как в других странах. Во Флоренции, где папская власть была гораздо менее сильна, чем в Риме, и где благодаря развитию демократии знать меньше давила на большинство и не мертвила форм жизни, рано возник индивидуализм, переработавший античную традицию в новую цивилизацию.