Энциклопедия Символы и Знаки

Сад

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Полиморфный символ. По некоторым предположениям, сад Эдемский находился на острове вблизи Бахрейна. Шумеры его называли «Дильмун», то есть рай. Там дул прохладный ветер, качались зеленые ивы и текли чистые прозрачные реки, где был виден каждый камушек на дне.

Сад неземных наслаждений
Сад неземных наслаждений, художник Иероним Босх, триптих

Платон в садах вблизи Афин в IV веке до нашей эры основал философскую школу, посвятив ее мифическому герою Академу. Это пространство искусственного в сфере естественного, место подчинения, окультуривания природы, антитеза леса как вместилища хаотических природных сил.

В то же время это образ гармонии космоса, что в особенности подчеркивается в традиции Востока. Сад – огражденное пространство, и в этом плане он сближается с образом города; подобно последнему, может связываться с женским началом. Сад может выступать в качестве одного из образов рая (например, библейский Эдем), что особенно характерно для ближневосточных традиций и связано с природными условиями региона, где оазис в пустыне наделяется сакральным статусом. В фольклоре сад также предстает как источник чудесных плодов (молодильных яблок и т.п.) и связывается с символикой плодородия, изобилия и бессмертия.

Японский сад камней, концепция которого была навеяна учением дзэн-буддизма, – это образ хаотичной гармонии и гармоничного хаоса, высшего синтеза культуры и природы: его каменные глыбы как бы остаются первозданно природными, хотя на них легло дыхание человека. Сад камней выступает как модель мира: по словам самих создателей сада, камни среди песка суть «островки в океане вечности». В нем 15 камней, однако, как ни смотри, из одной позиции больше 14 из них не видно. Этот не достижимый для взора камень символизирует непостижимость вселенной в ее полноте и бесконечности.