Энциклопедия Символы и Знаки
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Музыка


Майкл Паркес Музыка лебединого озера
Майкл Паркес
Музыка лебединого озера

Музыка выступает как символ творения, космического порядка, гармонии; как связующее звено между материальным и духовным началом, между человеческим и божественным. Символический аспект музыки прежде всего связан с присущей ей гармонией; различные элементы музыкальной формы фигурируют в системах символических соответствий.
Подчиненность музыки фундаментальным законам и развитие во времени делают ее одним из замечательнейших образов мироздания. Музыке приписывается упорядочивающее влияние; считается, что космическая музыка управляет миром и человеком.

Одной из наиболее ярких в данном контексте является идея «музыки сфер» — представление о музыкальном звучании планет, солнца, луны и их сфер, о музыкально-математической структуре космоса. Первыми в античной традиции уподобили космос гармонии представители пифагореизма. В их учении вселенная предстает шарообразной и состоящей из десяти небесных сфер. Каждая сфера, поскольку она определена «числом», издает свойственный только ей звук, в результате космос в целом представляет собой гармонический мировой хор. Пифагор предполагал наличие лишь трех уровней: звезд с планетами, луны, солнца — соотносимых, соответственно, с интервалами «целого», «кварты» и «октавы». Необходимым условием первого этапа ученичества в пифагореизме было пятилетнее испытание молчанием, целью которого являлось отрешение от суеты и вслушивание в музыку сфер. В числе прочих обязательных ритуалов числилась игра на земной лире (как аналоге лиры небесной), которая выступала у пифагорейцев как предварительная процедура возврата на «астральную первоотчизну», как постижение созвучия и соразмерности гармонии души и космоса.

Во многих традициях звуки музыки полагаются стоящими у истоков мироздания, В индуизме звучание флейты Кришны ознаменовало рождение мира. В китайской мифологии существует сюжет о сотворении Поднебесной из музыкальной гармонии. Музыка как гармония следующих друг за другом элементов мелодии служит образом естественной связи между всеми явлениями, посредством музыки происходит упорядочивание различных элементов и явлений, их гармонизация. В кельтской мифологии бог Дагда играет на арфе-дубе, и в соответствии с характером его игры свершается смена времен года. Сходный миф имелся и у греков, где Аполлон, играя на кифаре, поочередно извлекает из нее низкие звуки, которые связываются с зимой, и высокие, ассоциируемые с летом. У Платона на восьми сферах космического веретена богини Ананке располагаются сирены, своим сладкозвучным пением создавая гармонию мира.

Музыке издревле приписывается особенное влияние на человека. В конфуцианском Китае музыке отводилось важное место в формировании этико-ритуальной благопристойности (ли). Состояние пророческого вдохновения нередко связывается с игрой на музыкальных инструментах («И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея», 4 Цар. 3), аналогичный эффект приписывается барабану в шаманских традициях. В суфизме пение и музыка (сама — «слушание») используются для достижения состояния мистического транса, они подготавливают сознание к более глубокому восприятию божественного посредством ритма и мелодики.

Существуют системы соответствий, в которых музыкальные ноты соотносятся с цветами, планетами и т.п. Так, например, у французского автора Фабра д'Оливе ми соотносится с Солнцем; фа — с Меркурием; соль — с Венерой; ля — с Луной; си — с Сатурном; до — с Юпитером; ре — с Марсом.

Размеры и форма музыкальных инструментов, а также материалы, используемые для их изготовления, различны. Сами они нередко наделяются сакральным статусом и являются объектами культа (например, в Западной Африке, Малайзии и Бирме); на них переносятся некоторые божественные свойства (в тантрической традиции и др.). Музыкальные инструменты, применяемые в религиозных ритуалах, выполняют три функции: привлечение внимания божества, установление связи с ним и отпугивание неблагоприятных духов. Как правило, в качестве сакральных использовались инструменты с громким, резким звучанием (ударные) — гонги, бубны, колокольчики, трещотки, барабаны, Буддийские ступы в Индии, китайские и японские пагоды снаружи украшались множеством колокольчиков, которые должны были охранять священное место от злых духов. Считается, что сакральные инструменты (например, шаманский бубен) сделаны из древесины мирового древа, что подчеркивает их общую символику. Игра на различных музыкальных инструментах — излюбленное занятие богов и персонажей мифологии (например, западноевропейских эльфов). Многие божества имеют инструменты своими атрибутами (лира Аполлона, двойной барабан Шивы).

Различные музыкальные инструменты наделяются собственной символикой. Шаманский бубен, на поверхности которого располагаются сакральные изображения, может рассматриваться как модель мира и своеобразная мандала. Лира, под звучание которой в античной традиции декламировали стихи, стала символом поэзии.












«Энциклопедия Символы и Знаки»   Copyright 2007-2017 © Small Bay Ltd