Энциклопедия Символы и Знаки

Меркурий алхимический

Меркурий алхимический (или иначе Философская Ртуть) вместе с солью и серой является одним из философских элементов и мировых принципов. Название ртути («быстрого серебра») – земного аналога ближайшей к солнцу планеты. Интерпретировался как лунно-солнечный гермафродит, стоящий на сфере хаоса.

Сигилы алхимического Меркурия

Меркурий алхимический 1
Укрепление магнетизма человека
Меркурий алхимический 2
Исполнение тайных желаний
Меркурий алхимический 3
Награждение поэтическим талантом

В нем выделяются два противоположных принципа: сера (красный, мужской, солнечный, с горячей энергией) и меркурий (белый, лунный, с холодной энергий), которые имплицитно содержатся в materia prima. Ртуть – металл текучего динамического характера выступает как двойственный металл. С одной стороны, это – низшее существо, а с другой – «дитя философов». Его неограниченные способности к преобразованию становятся символом главной устремленности алхимии – превратить материю в высшие формы существования. Меркурию приписываются неограниченные способности к постижению неизведанного.

Синонимы Меркурия: гермафродит и Rebis (двуглавый человек) демонстрируют связь с мифом о Близнецах (Диоскуры), где один из близнецов был бессмертным, а другой смертным. Гермафродит – один из важнейших алхимических символов, знак алхимической работы, имеющей дело с соединением противоположностей.

Меркурий алхимический 4
Понимание скрытой сути вещей
Меркурий алхимический 5
Преодоление преград и препятствий

Также известен образ Меркурия в женском обличье в виде Мировой Души в ее негативном дробном аспекте, связанном с луной как источником изменений и трансформаций. Это находится в соответствии со стадией ртути (лунного или женского начала) в алхимическом процессе, наступающей после стадии первоматерии, или состояния неразличимости, за которой следует стадия серы – мужское или солнечное начало, которое завершается стадией ляписа – абсолютным синтезом.

В римской мифологии Меркурий – сын Юпитера и Майи, покровительницы плодородной земли, которой 1 мая приносили жертвы. Ассоциировался с греческим Гермесом, проводником душ в подземном царстве. Считался богом различных путей и возможностей, вестником богов, покровителем искусств и ремесел, знатоком тайн магии и астрологии. Часто отождествлялся с кельтским богом Лугом.

У гностиков считался оплодотворяющим логосом, рассеянным в универсуме. Олицетворял энергию произнесенного слова. Алхимики восприняли эту идею гностиков, отождествив Меркурия с принципами подвижности и превращения. Меркурий – архетип самопревращения. Он является – земным и небесным богом. Двойственная природа Меркурия определяется его близостью к мужской планете – Солнцу.

Подобно греческой Гекате (персонификации греховной стороны женского начала и Луны), известной в римской мифологии как Тривия, богиня трех дорог, он часто изображался трехликим. Соответствует ноте ми в семитоновой гамме.