Энциклопедия Символы и Знаки

Мандорла

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Мандорла в картине Перуджино
Мандорла в картине Перуджино
Мадонна с младенцем и святыми

Миндалевидная аура вокруг изображения святых и божеств.
Образ мандорлы, подобно ореолу, тесно связан с общеиндоевропейской концепцией духовности как света. Распространена в христианской и буддийской иконографии. В христианстве первые изображения мандорлы встречаются с 5 века, в эпоху Ренессанса она перестала использоваться в иконографии и живописи.

Мандорла является атрибутом Христа в сценах Преображения Господня, Вознесения, Успения Девы Марии, а также при иллюстрации апокрифических сюжетов о царствовании Христа. Она тесно связана с символикой миндаля, являющегося символом Христа и Девы Марии.

Мандорла может быть рассмотрена как фигура, образованная пересечением двух окружностей (которые не отображаются графически, но подразумеваются). Эти окружности, в свою очередь, могут интерпретироваться в качестве образов материи (левый круг) и духа (правый). Таким образом, мандорла, охватывая полярные понятия дуалистической системы, предстает как символ всего сущего.