Логос (в переводе с греческого «слово», «смысл» или «понятие») – это образ
слова-мысли в качестве творящего и упорядочивающего принципа мироздания. В
античной традиции логос – божественная причина, безусловно наличествующая в
космосе, управляющая им и придающая ему форму и смысл. Понятие, определенное
термином «логос», имеется в греческих, индийских, египетских и персидских
философских и теологических системах.
Идея логоса в греческой мысли впервые последовательно разрабатывается у
Гераклита. Логос у него выступает как начало, ответственное за целостность,
гармоничность, законосообразность и самотождественность мира.
Стоики определили логос как активный рациональный и духовный закон, который пронизывает всю
действительность. Со стоицизмом связана и концепция «сперматического логоса» как
оплодотворяющего начала мира, дающего материальному (материнскому) началу
импульс развития.
Филон Александрийский учил, что логос есть посредник между
Богом и космосом, одновременно сила созидающая и сила, через которую человеческий разум может
понимать и постигать Бога. Согласно Филону и платоникам, логос постоянен в мире
и в то же время это есть трансцендентный божественный разум.
В эллинистической философской традиции как символ слова, логос предстает бог
Гермес; в христианстве Гермес-логос отождествляется с Христом;
для гностиков он становится сперматическим логосом, оплодотворяющим началом мира.
В христианстве был развит догмат о воплощении Бога-слова. Пришествие и земная
жизнь Христа интерпретируются как воплощение («вочеловечивание») Божественного
откровения («слова жизни»). В первой главе Евангелия от Иоанна Иисус Христос
определяется как Слово (по-гречески логос) Воплощенное. Эта идентификация Иисуса
с логосом основана на ветхозаветном понятии откровения и концепции иудаизма,
согласно которой мудрость – это божественная сила, которая притягивает человека к
Богу и отождествляется со словом Божьим.
В философской традиции Запада логос противопоставляется всему бессмысленному,
бесформенному, бессловесному, то есть неупорядоченному, хаотичному и темному.
Логос неразрывно сопряжен с идеей центра.