Энциклопедия Символы и Знаки

Кентавр

Кентавр – мифическое существо, получеловек-полулошадь; по одним версиям, порождение фессалийского царя Иксиона и облака, которому Зевс придал облик Геры, по другим, плод совокупления Зевса и магнезийских кобыл. Кентавры – это великаны с телами коней. Представляют звериную сторону человека. Антитеза рыцарю, оседлавшему лошадь инстинктов и управляющему ей.

Кентавр Хирон и Ахилл
Кентавр Хирон и Ахилл,
художник Помпео Батони

В греческом искусстве кентавры, как и козлоногие сатиры – спутники Диониса. Он часто изображается скачущим на них – свидетельство оргиастического начала, господствующего в этих созданиях. Кентавр Хирон обладал целебным искусством – знак исцеляющей мощи природы. Согласно мифу, знатнейшие кентавры были рождены тучей.

Овидий называет кентавров «тучеродными зверьми». Души кентавров превращаются в желтую птицу: «Желтая птица вышла из груды дерев и в воздухе чистом исчезла». Кентавр – астрологический знак Стрельца, очистительного и захватывающего огненного знака. Этот образ отличается двойственностью.

Кентавр, в символическом контексте, противопоставляется всаднику, воплощая господство низменных сил над духом. Самая популярная из легенд, где фигурируют кентавры, – легенда о битве с пригласившими их на свадьбу лапифами. Для гостей вино было в новинку – на пиру захмелевшие кентавры оскорбили невесту и, опрокидывая столы, затеяли знаменитую "кентавромахию", которую Фидий или его ученик изобразил в Парфеноне, Овидий воспел в книге XII "Метаморфоз".

В другом мифе кентавр Несс покусился на жену Геракла Деяниру. Таким образом, кентавры стали олицетворением дикости и гневливости, грубости, буйного нрава и невоздержанности; в греческом искусстве они нередко изображались запряженными в колесницу Диониса либо взнузданными Эросом, что символизировало их пристрастие к вину и распущенность.

Однако некоторым кентаврам приписывалась особая мудрость и добродетельность: так, например, кентавр Хирон был учителем Асклепия, Геракла, Тесея, Ясона и Ахиллеса; он обучал их искусствам музыки, собаководства, ратному делу и даже медицине и хирургии. Подобная амбивалентность роднит кентавров с другими хтоническими персонажами – титанами. Xорхе Луис Борхес называет кентавра «самым гармоничным созданием фантастической зоологии».

В европейской традиции возникает фигура гиппоцентавра: человеческая ее половина представляется в образе юноши с натянутым луком в руках, тогда как туловище коня заканчивается змеей с открытой пастью, в которую и целится гиппоцентавр. Возможно, в этом образе нашел отражение миф о Хироне, раненном отравленной стрелой и отказавшемся от бессмертия из-за мучений, причиняемых ядом. Его символический аспект связывается с самопожертвованием, самоотверженностью: в более глубоком понимании гиппоцентавр олицетворяет борьбу со злом (воплощаемым змеей) в себе.