Энциклопедия Символы и Знаки
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Елена


В греческой мифологии предстает как образ женской красоты, несущей соблазн и гибель; неоднократно подчеркивается великая, победительная сила этой героини, благодаря которой она располагает к себе даже недоброжелателей. Елена — прекраснейшая из женщин, жена царя Спарты Менелая. Отцом ее считался Зевс, а матерью — Леда, с которой Зевс соединился в облике лебедя. Еще в ранней юности ее похитили Тесей и царь лапифов Пирифой (они бросили жребий, и красавица досталась Тесею). Диоскуры освободили сестру, когда Тесей и Пирифой отправились в Аид за Персефоной, и возвратили Елену ее земному отцу — Тиндарею.

Руку Елены оспаривали десятки самых знатнейших героев (Аяксы, Одиссей, Патрокл, Сфенел), и отец ее, опасаясь вражды обойденных претендентов к себе и друг к другу, связывает их взаимной клятвой по совету Одиссея. Елена становится женой Менелая, вероятно, потому, что его брат Агамемнон уже женат на ее сестре Клитемнестре. От Менелая у Елены рождается дочь Гермиона.

Афродита, выполняя обещание, данное Парису при разрешении спора о яблоке раздора, помогает ему похитить Елену, которой внушает любовь к Парису. Ее бегство служит поводом к Троянской войне. В «Илиаде» Гомер без осуждения описывает поведение Елены в Трое, где, несмотря на то, что навлекла на город столько бедствий, она снискала любовь троянцев благодаря своей красоте. После взятия города Менелай ищет неверную жену с мечом в руках, но найдя, отказывается от убийства.

В гностицизме возник культ Елены, почитавшейся в качестве последнего из павших воплощений божественной Мысли, Премудрости (Софии). Обреченная на бесчестие и унижения «дольнего мира» (упоминается, что в своих воплощениях она была Еленой Спартанской и блудницей в городе Тире), она получила прощение своего божественного отца; таким образом было ознаменовано освобождение духовного начала мира.










«Энциклопедия Символы и Знаки»   Copyright 2007-2017 © Small Bay Ltd