В греческой мифологии предстает как образ женской красоты, несущей соблазн и гибель;
неоднократно подчеркивается великая, победительная сила этой героини, благодаря которой она располагает к себе даже недоброжелателей.
Елена – прекраснейшая из женщин, жена царя Спарты Менелая.
Отцом ее считался Зевс, а матерью – Леда, с которой Зевс соединился в облике лебедя.
Еще в ранней юности ее похитили Тесей и царь лапифов Пирифой (они
бросили жребий, и красавица досталась Тесею). Диоскуры освободили сестру, когда
Тесей и Пирифой отправились в Аид за Персефоной, и возвратили Елену ее земному отцу – Тиндарею.
Руку Елены оспаривали десятки самых знатнейших героев (Аяксы,
Одиссей, Патрокл, Сфенел), и отец ее, опасаясь вражды обойденных претендентов к
себе и друг к другу, связывает их взаимной клятвой по совету Одиссея. Елена
становится женой Менелая, вероятно, потому, что его брат Агамемнон уже женат на
ее сестре Клитемнестре. От Менелая у Елены рождается дочь Гермиона.
Афродита, выполняя обещание, данное Парису при разрешении спора о яблоке раздора,
помогает ему похитить Елену, которой внушает любовь к Парису. Ее бегство служит
поводом к Троянской войне. В «Илиаде» Гомер без осуждения описывает поведение
Елены в Трое, где, несмотря на то, что навлекла на город столько бедствий, она
снискала любовь троянцев благодаря своей красоте. После взятия города Менелай
ищет неверную жену с мечом в руках, но найдя, отказывается от убийства.
В гностицизме возник культ Елены, почитавшейся в качестве последнего из павших воплощений божественной Мысли, Премудрости (Софии).
Обреченная на бесчестие и унижения «дольнего мира» (упоминается, что в своих воплощениях она была Еленой Спартанской и блудницей в городе Тире),
она получила прощение своего божественного отца; таким образом было ознаменовано освобождение духовного начала мира.