Энциклопедия Символы и Знаки

Чудовища

Олицетворения хаоса как неизбытого состояния мира. Чудовища – это зримое свидетельство нарушения меры и порядка. В различных традициях чудовища считаются существами, которые предшествовали сотворению; пережитками первобытной эпохи, первонасельниками мира; обитателями неизведанных и таящих опасность земель, удаленных от мира людей; монстрами загробного мира. Так или иначе, во времени или в пространстве, они удалены от центра, принадлежат периферии мира. Победа над чудовищем соответствует новому творению, победе порядка над хаосом, света над тьмой, духа над материей.

Ламия полуженщина-полузмея
Ламия
Геракл и Цербер
Цербер

Бесчисленные разновидности чудовищ могут быть описаны на основе одного принципа: чудовище нарушает правила классификации живых форм, оно находится не на своем месте, не соответствует ни одному из классов либо сочетает характеристики нескольких из них. Как правило, подобные нарушения выражаются в гибридной по своему характеру природе (смешивающей виды, свойства, пол и другие категории), наличии трансформированных либо лишних членов, отсутствии каких-либо частей тела, а также гигантских размерах.

Чудовища-гибриды обычно соединяют в себе различные биологические роды и даже царства: например, кентавр (человек/конь), минотавр (человек/бык), ехидна или ламия (женщина/змея), пегас (птица/конь), сфинкс (женщина/львица/птица), сирена (женщина/птица), грифон (лев/орел), русалка (женщина/рыба), борамец (растение/животное), морской гусь (моллюск/птица) и мандрагора (человек/растение); наиболее примечательной в этом ряду является фигура Протея, который мог принимать любой облик по своему желанию.

Минотавр
Минотавр
Грифон
Грифон

В восприятии чудовищ основополагающим становится представление об опасности, ассоциируемой с существами, находящимися не на своей позиции или способными перемещаться в рамках классификации. Однако некоторые авторы обосновывают противоположное мнение; чудовища, олицетворяя возможности преобразования природы, не столько угрожают системе классификации, сколько заставляют человека более ясно мыслить, более четко различать рамки существующего, границы мира. В такой интерпретации чудовища скорее выступают в качестве опоры порядка, нежели в качестве угрозы для него. Один из средневековых авторов утверждает: «И природа терпит чудовищ, ибо они часть божественного промысла, и через немыслимое их уродство проявляется великая сила Творца».

В ряде космогонических мифов уничтожение предначального чудовища выступает как условие создания мира; так, например, из чудовища Тиамат вавилонский Мардук сотворил небо и землю. В Древней Греции чудовища являются символами стихии земли (таковы змееногие титаны, одноглазые киклопы и сторукие гекатонхейры, порожденные Геей-землей), хтоническими персонажами (трехголовый Цербер или Кербер), рудиментами предначального хаоса. В христианстве чудовища – это воинство сатаны, победа над которым свидетельствует о могуществе Бога. Аналогичным образом образы монстров в кинематографе выступают как фон для демонстрации силы и храбрости героя.

На Востоке мифические существа, сочетающие формы различных животных, символизировали единство всего живущего, мудрость устроенного мира, всеобщую связанность бытия; по отношению к ним определение «чудовище» можно употребить преимущественно лишь в той мере, в какой оно этимологически связано с понятием «чуда». Афоризм Гойи о чудовищах, рожденных сном разума, привносит еще один аспект в этот образ: чудовища становятся выражением изъянов внутреннего мира человека, олицетворением пороков и патологий человеческой души.

Великий русский художник и график Виктор Михайлович Васнецов в своих произведениях изображал героев, мифических существ и чудовищ из сказок, легенд и былин, которые, собственно, у него зачастую и становились темами больших философских полотен. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды.