Весьма многозначный символ, объединяющий в себе эротические мотивы, мотивы анимы и неприступности. Башня метафорически выражает идею крепости, незыблемости, однако основное ее значение связывается с идеей верха, который в символической картине мира отождествляется с духовным, небесным, близким божественному. Кроме того, подобно лестнице, башня наделяется функцией связи между землей и небом. Также башня, равно как и дерево, будучи выстроена по вертикальной оси, сближается с образом человека.
Башня
Башня из слоновой кости становится выражением идеи избранности; возможно, этот образ связан с упоминанием в Библии чертога слоновой кости как обители Царя (Пс. 44). Башня в Уре Халдейском – место рождения Авраама, патриарха и родоначальника иудейской расы. На Востоке широко распространены легенды о башнях, в которых были заключены принцессы. Так, в Баку существует Девичья башня Гыз Галасы; в Казани есть башня с аналогичной легендой – Сюинбекки.
Повествование о Вавилонской башне в оригинальном виде имело целью объяснение архитектуры вавилонских храмов (называемых зиккуратами), тогда как еврейский автор стремился к извлечению морального урока – человек не должен пытаться выйти за пределы отведенного ему свыше. В то же время история строительства Вавилонской башни (Бытие, 11) является попыткой объяснения многообразия человеческих языков.
Вавилонская башня, согласно библейскому преданию, должна была стать центром всех племен, возвысившись до небес; строители ее возжелали возвеличить себя, «сделать себе имя». Строители башни – неведомые древние гиганты – хотели построить путь, лестницу на небо. Башня не была посвящена никакому богу, никакому правителю как, например, египетские пирамиды – посмертные памятники фараонам. Это было строительство, которым первый народ решил увековечить себя. Бог разрушил их планы, смешав языки строителей таким образом, что они не могли понять друг друга, и люди были рассеяны по всей земле.
Образ Вавилонской башни символизирует безумное предприятие, влекущее за собой бедствия и утраты; зло разноязычия, гордыню людей, одержимых сатаной. Сама этимология названия города возводилась к слову «смешение». Катастрофа, которой оно завершилось, надолго отвадила народы от возведения башен. Лишь в средневековье башни стали основным элементом в строительстве укрепленных замков, но никто не пытался повторить проект древних. Башни строились невысокие, чуть превышающие крепостные стены. Строительство сверхвысоких башен возродилось только в новейшее время.