Энциклопедия Символы и Знаки

Ангел

В библейской традиции духовные существа, посредством которых Бог являет свою волю («ангел» в переводе с греческого «вестник»), и потому ангелы являются символом служения, а также высшей духовности, чистоты, заступничества. С ангелами связывались такие свойства, как сила, энергия, красота, благо. Атрибутами ангелов были крылья, пылающее колесо и меч (как орудие защиты праведных и наказания нечестивых), а также музыкальные инструменты (лира и другие, служащие восхвалению Господа).

Ангел Себастьяно Риччи
Освобождение апостола Петра ангелом,
художник Себастьяно Риччи, 1710
Ангел Гвидо Рени
Святой Иероним и ангел,
художник Гвидо Рени, 1635

В христианской иконографии ангелы до начала 20 века практически повсеместно изображались в виде крылатой человеческой фигуры. Наделение ангелов человеческим обликом являлось скорее условным, так как им приписывалась бестелесность (хотя они могли принимать человеческий облик, желая быть увиденными). Наличие крыльев символизирует их возвышенную и духовную природу (возможно, образ крылатых божественных существ восходит к древним египтянам, представлявшим воинственного бога неба Гора в виде солнечного диска с крыльями). Духовная природа ангелов подчеркивалась ветхозаветными пророками, такими как, Иезекииль и Исайя. В их описании херувимы и серафимы, две высшие категории ангелов, предстают как наделенные крыльями создания, охраняющие трон Бога.

Ангелы описываются возносящимися и нисходящими по лестнице Иакова (еще один символ связи между небом и землей). Хотя их основной функцией является восхваление и служение Богу и исполнение его воли, однако ангелы активно участвуют в жизни человека, помогая достичь спасения или особой милости Бога. Это касается ангелов как в христианстве, так и в зороастризме, а также в иудаизме и исламе. В Ветхом Завете, в книге Товита, архангел Рафаил, например, помогает главному персонажу Товию во время путешествия, а также открывает ему магические заклинания, способствующие исцелению его слепого отца и противостоящие мощи демона Асмодея.

Падший ангел
Падший ангел, художник Луис Ройо

Ангелы также описывались как участвующие в процессе сотворения и поддержания предопределенного существования космоса. Климент Александрийский под влиянием эллинистической космологии утверждал, что ангелы отвечают за движение светил и контролируют четыре элемента – землю, воздух, огонь и воду.

Дионисий Ареопагит разработал иерархию ангелов. В нее входят серафимы (символы божественной мудрости, их атрибут – книга); херувимы (символы божественной справедливости, их атрибут – судейские одежды); господи, силы и власти (управляющие звездами и элементами, с коронами, скипетрами и сферами); начала, архангелы и ангелы (осуществляющие связь с миром и человеком). Ангельская иерархия стала прообразом иерархии земной, с ее распределением функций между различными сословиями.

В библейской традиции отражено представление об огненной природе ангелов; кроме того, ангелы ассоциируется с ветром (еврейское «руах» – одновременно означает и ветер и дух): «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» (Пс. 103). Также они называются ангелы света (в отличие от демонов – ангелов тьмы). Таким образом, природа ангелов обычно уподобляется (в силу их бестелесности, духовности) наиболее тонким, активным, подвижным, легким из элементов материального мира. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти при росписи свода и стен Сикстинской капеллы создал образы ангелов в многочисленных фресках на сюжеты из Библии о сотворении мира, первых людях на земле, всемирном потопе, а также о Страшном Суде.

Согласно представлениям еврейских мистиков, каждый архангел связан с одной из планет (например, Гавриил с Луной, Рафаил с Меркурием). В Библии упоминаются также и падшие ангелы, «оставившие свои жилища», утратившие свои достоинства и вставшие на службу злу, поскольку в вертикальной модели мира низ неизменно связывается с негативным началом.