Энциклопедия Символы и Знаки
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Шляпа


Шляпа - образ, который символизирует помощь или фальшивый авторитет. Амбивалентный символ. Если шляпу носит молодой мужчина - символ простоты, пожилой - символ житейской мудрости. Шляпа на ребенке или на женщине - символ диспропорции, честолюбия и фальши.
Этот образ часто символизирует сомнения, касающиеся положения как личности, так и ее проблем в сфере сексуальных отношений. Она может быть метафорой для завершения какой-либо сделки - «дело в шляпе». Фригийский колпак в Древней Греции носили освобожденные рабы; на картине Делакруа «Свобода» один из персонажей, волонтер, одет во фригийскую шапочку.

Шляпа в живописи
Шляпа в живописи. Елена Фаурмент.
Портрет жены художника
Питера Пауля Рубенса
в шляпе с перьями.

Богиня Афина, надев шапку Аида, становится невидимой. Так как шапка на голове всегда привлекает внимание, отсюда, может быть, выражение «на воре шапка горит». В социальном плане шляпа является знаком буржуазности и респектабельности. Головной убор задает социальный имидж своему носителю. Интересен факт того, что Ленин всегда был человеком шляпы, но на период Октябрьской революции взял имидж человека в кепке. Эта кепка соответствовала энергии момента и связи с означаемым кепкой пролетариатом. Кепка в этом случае - символ единства партии (в лице ее вождя) и руководимого ей пролетариата. На Руси женский головной убор - кичка. Мидас спрятал свои длинные ослиные уши под фригийскую шапочку. Его парикмахер не мог никому рассказать об этом, но, сжигаемый нетерпением поделиться новостью, он вырыл в земле ямку и доверил тайну земле, повторяя «У Мидаса ослиные уши». После этого из ямки вырос тростник, который прошептал всему миру, что у царя ослиные уши.
Шляпа - знак свободы, независимости. Когда человек правильно подбирает себе шляпу, он как бы претендует на эту независимость. Петас - широкополая шляпа у фессалийских пастухов и охотников. Шапка с крыльями - знак Меркурия и времени.

На Руси знаком великого княжения была шапка, которая впоследствии превратилась в корону - особый символ императорской власти над различными территориями, что отразилось в гербе России. Как известно, первое венчание на великое княжение, о котором сохранилось много свидетельств, произошло в 1498 году. Иван III, исходя из дипломатических и международных соображений, решил оформить права на русский престол своего внука Дмитрия, сына умершего при странных обстоятельствах Ивана Ивановича Молодова и Елены-Волошанки, дочери молдавского воеводы Стефана Великого. Церемония была разработана по византийскому образцу - так некогда в Византии венчали наследника престола. Центральным местом церемонии было возложение на Дмитрия-внука шапки, которая приблизительно через 20 лет стала называться шапкой Мономаха. Ее почти не переделывали, лишь меняли соболиный околышек, так что в наши дни основную часть ее можно видеть в Оружейной палате в Москве. Верх шапки состоит из 8 золотых пластин, покрытых узором из спиралевидных завитков, шестиконечных розеток-звезд и цветов лотоса. Форма остроконечной шапки и цветок лотоса намекают на родину этой шапки (Среднюю Азию или Византию). Первые документальные свидетельства о шапке восходят к завещаниям Ивана Калиты, что эта «шапка золотая».

Белая шапка - корона Гора с рогами барана и уреем впереди называлась атеф. В тибетской тантрической традиции школы карма-кагью существует черная корона, которую сплели сто тысяч дакинь из своих волос, и один лишь взгляд на этот убор дает новое рождение в высших сферах. В средние века дамы носили эннен - головной убор в виде высокого (до 70 см) конуса. Имелись разновидности эннена: рогатый, облегающий прическу, с валиками из волос по бокам головы, отчего она в фас, казалось, имеет рожки; двойная «сахарная голова», то есть раздвоенный конус; и «парус» с прикрепленным к верхушке эннена покрывалом. И наконец, сказочная шапка-невидимка - символ могущества и силы.













«Энциклопедия Символы и Знаки»   Copyright 2007-2017 © Small Bay Ltd