Символы Знаки Сигилы Талисманы Обереги Геральдика Мандалы История
Энциклопедия Символы и Знаки
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Семерка


Число семь можно получить при помощи сложения тройки и четверки. Первое из этих слагаемых является символом Неба и души, второе же олицетворяет собой Землю и тело.
С древности было принято делить жизнь человека на семилетние циклы. В Китае, где семерка считалась женским числом, на такие циклы разбивали жизнь женщины. В Европе же из подобных отрезков складывался жизненный цикл обоих полов. До семи лет длился возраст, когда ребенок обретал разум, затем до 14 он уже мог работать, в 21 год наступало совершеннолетие. Последующие циклы завершались в 28, 35 и 42 года соответственно.
Также с глубокой древности идет традиция семидневной недели, каждый из дней которой посвящен определенной планете и божеству. Астрология в течение тысячелетий знала только семь планет, причисляя к ним Луну и Солнце. Их сакральными символами были корона с семью зубцами, семь алтарей, еврейский ритуальный подсвечник с семью свечами, солнечная колесница, запряженная семью быками, семь уровней вавилонской башни.

Семерка дней недели и планет
Семерка дней недели и планет астрологического цикла.
Схема соответствия дней и планет с деканами знаков зодиака.

В мифологии Древнего Египта существовало представление о семи путях к раю и таком же числе священных коров. Бог Озирис провел своего отца через семь залов подземного мира. В Древней Греции семерку почитали как сакральное солярное число Аполлона. У солярного бога Гелиоса было семь дочерей. Город Фивы имел семь ворот, которые защищали семь героев. Пифагорейцы считали семерку символом творения Вселенной. Античные авторы выделили наиболее величественные архитектурные памятники в семь чудес света.
В древнееврейском языке название этого числа произошло от корня слова, обозначающего полноту или завершенность. Наиболее четко этот символический мотив просматривается в Библии, В Ветхом Завете Бог создал Землю за шесть дней, а на седьмой отдыхал, потому что увидел, что его работа полностью завершена и совершенна, Здесь число семь обозначает также и заслуженный отдых после завершения всех дел. При взятии Иерихона семь священников, трубя в семь труб, в течение шести дней обходили стены города по одному разу, а на седьмой - семь раз. Затем они вострубили вместе, и стены Иерихона рухнули.



Семь архангелов
Христианская традиция насчитывает семь архангелов. Архангел Михаил выступает как вождь небесного воинства, низвергнувший Сатану. Архангел Гавриил является посланцем Божьим, носителем радостных благовестей: рождения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Архангел Рафаил наделен от Бога силой исцелять раны. Он спас отца и невесту Товия. Архангел Салафиил дает молитву молящемуся, учит правильно обращаться к Богу. Архангел Уриил владеет Божьим огнем и способен просветить душу, разум и волю. Он поведал священнику Ездре признаки и время конца света, Архангел Иегудиил, известный только по легендам, призван хвалить Бога.

Седьмое небо рая
Седьмое небо рая
Схематическое изображение седьмого неба рая по Данте

Семь добродетелей
Понятие о семи добродетелях восходит к поэме «Психомахия», которую создал в начале V веке христианский поэт Аврелий Прудентиус Клемент. Он описал борьбу добрых и злых сил в душе человека, создав аллегорический мотив, пользовавшийся широкой популярностью в Западной Европе в течение почти полутора тысячелетий. Считалось, что семь добродетелей противостоят семи смертным грехам, спасая душу от мук ада и обеспечивая ей место в раю.
По мнению средневековых теологов, целомудрие противостоит блуду, умеренность сражается с обжорством, щедрость борется с алчностью, прилежание — с унынием, терпение — с гневом, справедливость — с завистью, смирение — с гордыней.



Семь смертных грехов
В IV веке египетский пустынник Евагрий Понтийский выделил восемь грехов, которые ведут к смерти души, закрывая для нее доступ в рай и обрекая на вечные муки. В этот список вошли чревоугодие, блуд, алчность, печаль, уныние, гнев, тщеславие и гордыня. Спустя полвека данным вопросом занимался Иоанн Кассиан, посвятивший проблеме грехов часть своих богословских трудов. Впервые список именно семи грехов в VII веке создал папа Григорий Великий, который заменил печаль на зависть, а тщеславие объединил с гордыней. Эти грехи, ведшие прямиком в ад, нельзя было отпустить просто в ходе исповеди. Для их искупления требовался особый духовный подвиг. Уже в конце XVI столетия католический теолог Питер Бинсфельдский соотнес каждый грех с определенным демоном. Так, Люцифер управлял гордыней, Мамон — алчностью, Асмодей — блудом, Левиафан — завистью, Вельзевул — обжорством. Сатана — гневом, а Бельфегор — унынием.

Седьмой круг ада
Седьмой круг ада
Схематическое изображение седьмого круга ада по Данте

На Сатурне, седьмом небе рая, Данте и Беатриче видят лестницу Иакова, уходящую бесконечно высоко, По ней спускаются души созерцателей, то есть монахов. Здесь поэта встречают души двух подвижников монашества Петра Дамиани и Святого Бенедикта Нурсийского. Они гневно обличают современных поэту монахов, отступивших от праведной жизни, предавших церковь и погубивших свои души.

На окраине седьмого круга ада, охраняемого Минотавром, расположен обвал, за которым течет кипящая кровавая река Флегетон, где погребены тираны, разбойники и грабители. Второй пояс этого круга — дикий лес, где в деревья превращены самоубийцы. На них сидят гарпии. Третий пояс — раскаленная пустыня, где томятся половые извращенцы, лихоимцы и богохульники. Замыкает седьмой круг ада обвал, в который низвергается Флегетон.










Валак Демон


Мелюзина Символ


Даэна Символ



Гоетия | Карта | Источники | О проекте | Поиск

«Энциклопедия Символы и Знаки» Copyright 2007-2017 © Small Bay Ltd