Энциклопедия Символы и Знаки

Искушение

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Знаменитая картина Иеронима Босха «Искушение святого Антония» иллюстрирует искушение, с которым в какой-то момент жизни сталкивается каждый: мы отступаем от праведного пути ради эфемерного или разрушительного вознаграждения.

Искушение святого Антония
Искушение святого Антония,
Иероним Босх, фрагмент алтаря
Искушение в картине Босха Смерть и скупец
Смерть и скупец,
художник Иероним Босх

В своей алтарной картине-триптихе Босх изобразил сцену искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов – фантастических ирреальных персонажей и представителей Мира, Плоти и Дьявола.

В другой картине Иеронима Босха «Смерть и скупец» Смерть входит в спальню умирающего, и у постели разворачивается сражение за его душу. За спиной обреченного – ангел, который убеждает не поддаваться посулам, истово предлагаемым бесами, поскольку они обрекут страждущего на вечные муки. Несмотря на то что мешки с золотом не пригодятся умирающему в загробном мире, искушение очевидно.

В сновидениях искушение не обязательно трактуется в религиозном плане – это любая привлекательная возможность, апеллирующая к нашей алчности и грозящая завлечь нас на путь, который не согласуется с нашим истинным «я».

По учению христианской аскетики, Искушение посылаются или попускаются Богом (книга Бытия XXII, 1) для того, чтобы человек убедился в своей нравственной неготовности и в необходимости благодати Божией, а также как средство укрепления в добре через преодоление Искушения и отвержение предметов соблазна (Иаков I, 12).

Искушение – обычный и неизбежный спутник в нравственной жизни христианина, на какой бы высоте нравственного достоинства он не находился; их не следует ни бояться, ни искать. Святой Исаак Сирин считается основателем учения христианской аскетики об искушениях и психологии борьбы с ними.

Top Mail.ru