Энциклопедия Символы и Знаки

Бегемот

Бегемот – мифическое чудовище, представляющее собой единение двух образов – гиппопотама и слона, является инфернальным символом. За четыре века до христианской эры слово "бегемот" означало либо огромного слона или гиппопотама, либо немыслимую и пугающую помесь этих двух животных; ныне бегемот точно определен десятью знаменитыми стихами (Иов. 40:10-19), которые описывают его и внушают представление о его громадности. Все прочее – это домыслы или филология. Слово "бегемот" – множественное число; речь идет (как уверяют нас филологи) о множественном интенсивном древнееврейского слова "б'гемах", означающего "скотина".

Багамут
Багамут, иллюстрация
к "Мифам Вавилонии и Ассирии"
Бегемот и Левиафан
Бегемот и Левиафан,
художник Уильям Блейк

Как говорит Фрай Луис де Леон в своем пояснении к "Книге Иова": "Бегемот" – древнееврейское слово, как если бы сказать "скоты"; по общему мнению всех их ученых, оно означает слона, названного так за его безобразную огромность, словно бы одно животное равно многим". Напомним любопытный факт: во множественном числе употребляется также имя Бога, "Элохим", в первом стихе Ветхого завета, хотя управляемый им глагол стоит в единственном числе ("В начале сотворил Боги небо и землю"), и эта форма была названа "множественным величия или полноты..."

Аналогично в "Грамматике" Испанской Королевской Академии сказано: "Хотя "мы", по природе своей, число множественное, оно может относиться к существительным в единственном числе, когда говорят о самих себе особы высокого положения, например: "Мы, дон Луис Бельюга, милостию Божией и Святого Апостолического Престола Епископ Картахены".

Вот стихи, описывающие "бегемота", в дословном переводе Луиса де Леона, который стремился сохранить латинский смысл и еврейский дух, наделенный неким величием:
«Видишь, вот бегемот; траву он ест, как вол.
Вот, его сила в чреслах его, и крепость его в пупе его чрева.
Поворачивает хвостом своим, как кедром, жилы на его причинных частях переплетены.
Кости у него, как медные трубы, как железные прутья.
Это величайшее из чудес божиих, но Бог, сотворивший его, уничтожит его.
Горы рождают для него траву, и там все звери полевые играют.
Он пасется в тени, под кровом тростника и в сырых болотах.
Тенистые деревья покрывают его своей тенью, ивы при ручьях окружают его.
Вот, он выпьет всю реку, и ты не дивись; и он уверен, что весь Иордан устремится ко рту его.
В глазах его какой крючок возьмет его; кто острым багром проколет ему нос.»

Для пояснения приведем еще перевод Сиприано де Валеры:
«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол.
Вот его сила в чреслах его, и крепость его в мускулах чрева его.
Поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены.
Ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья.
Это верх путей Божиих: только сотворивший его может приблизить к нему меч свой.
Горы приносят ему пищу, а там все звери полевые играют.
Он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах.
Тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его.
Вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его.
Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?»

Упоминается в ветхозаветных преданиях. Считался королем млекопитающих. Гигантские размеры позволяли ему за один раз выпить целую реку и проглотить тысячу гор. Морским аналогом бегемота является Левиафан. По легенде: в праисторические времена имел место поединок чудищ. В сражении с Сетом Гор обращался бегемотом, тогда как его противник принимал образ Левиафана. После битвы Левиафан скрылся в океанских глубинах, а бегемот залег в спячку. Тело бегемота превратилось в Гималайские горы. Но чудищам суждено проснуться, чтобы сразиться вновь. Борьба их обусловлена желанием произвести потомство, что сразу для двоих невозможно в силу ограниченности по их меркам масштабов Земли.

Современные неоевразийцы интерпретируют мифологему о борьбе бегемота и Левиафана через призму исторического противостояния континентальных и атлантических цивилизаций. Хорхе Луис Борхес «Бестиарий. Книга вымышленных существ»