Энциклопедия Символы и Знаки

Дикарь

В мировом фольклоре распространен образ дикого человека или дикаря, носящего только набедренную повязку, юбку из травы или одежду из шкур. Он не соотносится с такими полумифическими существами, как йети («снежный человек»), великан-людоед, гиганты.

Дикари
Дикари, художник Ангус МакБрайд
Се Человек Ecce Homo
Се человек, Альбрехт Дюрер, 1495

В геральдике этот образ аналогичен тем животным, которые обычно выполняют определенную функцию, то есть выражают по своим качествам двустороннюю симметрию, уравновешивая основные силы и поддерживая некоторые определенные духовные и возгоняющие геральдические элементы. Некоторые историки и исследователи этнографии полагают, что похожим значением обладает и дикая женщина. Дж. Фрезер описывает некоторые фольклорные обычаи, которые, безусловно, соотносятся с этим сказочным образом.

В некоторых районах Германии во время недели после Троицына дня проводился праздник, который называли «Изгнание Дикого человека», где роль дикаря выполнял юноша, одетый в листья и мох. Он прятался в лесу. Остальные члены сообщества искали и затем преследовали его, действие заканчивалось поимкой и метафорической смертью. На следующий день германцы изготавливали деревянные носилки и помещали на них соломенную куклу, изображавшую Дикого человека.

Битва дикарей за женщину
Битва дикарей за женщину, 1905 год,
художник Франц фон Штук

Куклу дикаря торжественно несли к берегу реки или озера, где палач бросал куклу в воду. В Чехии этот праздник назывался «дикий король», по ходу действия которого «дикарь» появлялся в одежде из трав и цветов. Эти обычаи – память о геноциде неандертальцев, которые, после прихода в Европу кроманьонцев, еще около 8 тысяч лет сосуществовали с ними, но, в конечном счете, были кроманьонцами истреблены.

Похоже, что по функциям дикий человек совпадает с «козлом отпущения», действующим в ритуальном убийстве короля. Юнг высказывает предположение, что этот миф символизирует «примитивную или основную часть личности или бессознательное в его опасном и регрессивном аспектах, которые он обозначает как «тень». Дикарь также соотносится с легендарными странами, такими как «остров святого Брандана» или «земля пресвитера Иоанна».