Энциклопедия Символы и Знаки

История. Духи и Символы. Часть 3

Выразительность и внутренний мистицизм древних символов

То, что буквы «А» и «В» – первые в нашем алфавите, который, кстати, от них и получил свое имя, далеко не случайно: в той глубокой древности, куда он уходит своими корнями, «А» – скот и «В» – дом были именно теми центрами, вокруг которых вращалось все и вся. Они были символами пропитания и убежища.

Символ изображение духа
Символ изображение духа
мистического существа

Доисторические древнейшие символы достаточно выразительны сами по себе, и их внутренний мистицизм не требует привязки к каким-либо отдельным объектам наподобие быков или домов.

Например, дождевая туча, дарящая плодородие, или волнистая (зигзагообразная) линия, обозначающая воду, также несущую плодородие, едины и понятны во все времена и у всех народов.

Хотя есть и знаки, представляющие для нас сегодня совершенную загадку. К ним относятся выразительные (и потому особенно запоминающиеся) символы нескольких концентрических кругов один в другом или мельничного колеса. Если этим углублениям, обнаруживаемым повсюду в Европе, но главным образом в Альпах и на Британских островах, еще можно найти какое-то объяснение (например, чаши для молока, приносимого в жертву духам, как то делалось крестьянами еще в XX веке), то относительно кругов и колес ученые теряются в догадках.

Всего в Европе известно более 300 мест с наскальными изображениями духов и другими рисунками. Духи изображались в виде людей, животных или сказочных существ. В наскальном искусстве Южной Испании изображения мистических существ встречаются особенно часто.

На одном только юге Шотландии каталог доисторических находок включает около 50 мест с изображениями кругов. Часто в один круг включено несколько маленьких, и очень часто в самом центре помещается ямка. Иногда от ямки в центре к внешнему кругу ведут прямые канальцы.

Символы бытовых сцен
Символы сцен первобытных людей
Символы доисторическая живопись
Доисторическая наскальная живопись

Концентрические окружности с доисторическими символами в некоторых случаях даже выходят наружу, соединяя один комплекс кругов с другим. Один или несколько внешних кругов бывают не замкнуты, и тогда весь комплекс напоминает спираль. Встречаются и настоящие спирали.

Такие круги есть, разумеется, не только в Шотландии. Их находят и дальше к югу, в Англии, а Ирландию вообще считают «заповедником» ямок с концентрическими кругами. Чарлз Грейвз, в середине XIX века одним из первых исследовавший круги в Ирландии, посчитал их планами или картами местных укрепленных поселений.

Тогда еще не было известно, что рисунки на камнях по меньшей мере на 2 тысячи лет старше любого из близлежащих укреплений. Англичанин Уильям Гринвелл, около 1850 года открывший круги в графстве Нортумберленд, решил, что это карты курганов-захоронений.

В том, что на самом деле все не так просто, убедился уже Георг Тэйт, тоже англичанин, писавший в 1865 году: «Я не могу согласиться ни с тем, что их [круги] ради развлечения выбивали на конях солдаты, ни с тем, что это – планы местных поселений или что на них набивали себе руку будущие инженеры: сфера их распространения и сходство, если не сказать родство, не считая мелких деталей, указывают на общность происхождения и символического значения, содержащего некую единую идею».

Тэйту удалось сформулировать самую суть проблемы: чем объяснить необычайное сходство символов на камнях, расположенных в столь отдаленных друг от друга районах, и каковы общие истоки этой символики? Однако ответов на эти вопросы Тэйт так и не нашел.

Большинство предлагаемых «объяснений» смысла этих кругов скорее напоминает поиски наиболее остроумных ответов на хитрые задания какой-нибудь викторины, чем научно обоснованные теории.

Более серьезные теории предполагают, что это были алтарные или жертвенные камни. В 60-е годы XX века профессор Стюарт Пиггорт и его сотрудники попытались найти связь между местами, где найдены такие круги, и месторождениями золота и медной руды. Круги, по мнению профессора, были магическими знаками искателей руд.

1, 2 – Вернуться Часть 3 Продолжить – 4